Северная традиция

Печать
Категория: Мифология: северная традиция
Опубликовано 07.04.2023 Автор: Ольга

Познавая руны мы не можем обойти стороной эту тематику. Я считаю, что человек, изучающий руны, должен иметь представление с чего всё начиналось и КТО за всем этим стоит.

 Северная традиция включает в себя духовный строй, верования, обычаи и занятия коренных народов, населявших Северную Европу, включая Британские острова, Скандинавию, Исландию до начала христианской эры.

Боги и богини одинизма, основной северной религии, являлись олицетворением невидимых разумов, стоявших за творческими, связующими и разрушающими силами природы и Вселенной. Боги и богини северной традицииявлялись могущественными центрами силы, отражая поведение могучих природных сил и предоставляли людям "осязаемый" способ вступить с ними в осмысленные отношения, в том числе и с просьбой о помощи из источника сверхчеловеческой силы. Каждый из богов или богинь олицетворял качество, доступное для понимания обычного человека.

Верховное божество - Один - воспринималось как внушительная патриархальная фигура. То был не просто верховный бог, но Всеобщий Отец, Создатель, посеявший все, что обрело бытие. Имя Один происходит от старонорвежского существительного "од", означавшего "ветер" или "всепроникающий дух". Окончание происходит от глагола "ходить", что означает активное присутствие. Один считался "скрытым" источником мудрости и могущества. Один ассоциировался также с силой разума, вдохновением и творческой мыслью. Его эмблемой служит руна Асс .

Хеймдал - это сила, наделяющая способностью слышать невысказанное и получать безмолвное знание. Согласно мифу, Хеймдал совершил акт самопожертвования, он потерял ухо, но получил дар необыкновенно острого слуха, как Один, потеряв левый глаз, стал всевидящим. Хеймдал считался посредником между Асгардом и Мидгардом (Небом и Землей) и учителем тайного знания. С ним ассоциируется руна Мадр .

Тир - мифическая фигура, олицетворявшая правосудие и благополучие общества. Считалось, что он надзирает за ходом вещей и поддерживает надлежащий порядок во всех царствах бытия. Тир дополнял творческую активность Всеобщего Отца созданием упорядоченных форм. Тир - это сила рационального мышления, способность рассуждать и сравнивать. С ним ассоциируется руна Тир .

Тор считался богом войны, его символом служил огромный молот. В действительности он воплощал силу, противостоящую Хаосу. Тор повелевал громами и молниями - природными явлениями, уничтожавшими все старое и отжившее и расчищавщими путь для новых свершений. Молот был не столько орудием агрессии, сколько символом мужественной, порождающей силы, способности добиваться своего, невзирая на препятствия. С Тором ассоциируется руна Терс .

Фрей (имя означает "повелитель") олицетворял мир, изобилие, удовольствие и плотскую любовь. Его называли "мирским богом", поскольку он управлял силами природы, ответственными за рост и плодородие. С Фреем ассоциируется руна ИНГ .

Бальдур был богом света, воплощавшим радость и красноречие. Ему присущи качества примирения и мягкого убеждения. Бальдур был супругом Сол - "сияющей богини", символизирующей солнце, которое в дохристианские времена считалось женственной сущностью. Его эмблемой служит руна СОЛ .

Фрейя ("повелительница") олицетворяла женскую привлекательность, являлась богиней любви и сексуального удовольствия. С Фрейей ассоциируется руна ГИФУ .

Фригга ("возлюбленная") - богиня, которую иногда путают с Фрейей. Она символизировала семью, супружество, воспитание детей и согласие - необходимый атрибут в домашних делах. С Фриггой ассоциируется руна ПЕТРА .

Мани обозначал Луну, которая в норвежсой мифологии имеет мужские атрибуты и связана с измерением времени и регулированием естественных процессов. Его эмблемой служит руна НИИД , указывающая на необходимость перемен в жизненном цикле.

Норны являлись олицетворением процесса эволюционных перемен и изображались в женском облике. Считалось, что они прядут нити Судьбы, но не создают ее, поскольку каждое существо несет ответственность за свою жизнь. Хотя во Вселенной присутствует фактор случайности, именно индивидуальная реакция на неожиданные события определяет конечный результат.

Старейшая из трех Норн именовалась Урд. Слово "урд" означает "то, что произошло" и подразумевает результат поступков, совершенных в прошлом. Имя второй Норны, Верданди, означает "то, что есть" и подразумевает управление процессами, происходящими в настоящем. Младшую Норну звали Скальд, что означает "то, чему суждено быть". Считалось, что она сплетает будущее из нитей прошлого и настоящего. В рунической традиции с тремя Норнами ассоциируется пустая 25 руна - руна судьбы.

Троица Богов - Один и двое его "братьев", Вили и Ве, - сформировали Вселенную и создали людей из земной субстанции, вложив в них семя своей божественности.

Установление взаимоотношений с богами было намерением связаться с центром силы, способным зарядить личность своей энергией, наделить ее определенными качествами для достижения цели.


Руны - древнескандинавские письменные знаки. На протяжении многих столетий использовались для предсказаний, для принятия важных решений. Рунические надписи вырезались в Скандинавии на мемориальных камнях, а также оружии, амулетах и талисманах.

Руны - основной магический алфавит Северной Европы. Кроме того, один из интересных способов использования рун - тайнопись. Руны - это древняя магическая система, пиктографически представляющая основные силы природы.

В вопросах происхождения рун и рунической письменности взгляды историков расходятся, но большинство из них согласны в том, что руны использовались языческими племенами на огромном пространстве Северной Европы. Многие из этих племен были потомками тевтонских народов, чья мифология и теология наиболее выражены в поздних текстах, известных как "Эдды". То, что сегодня известно, как "Старшая Эдда", является сборником песен и поэм викингов, населявших Исландию в VIII в. н.э., составленным христианским монахом Саймундом. "Младшая Эдда", или "Прозаическая Эдда" была написана гораздо позднее исландским историком Снорри Стурулсоном (1179 - 1241). Старшая и Младшая "Эдды" были попытками сохранить на бумаге живое слово древних поэтов, запечатлевших в аллегорической форме вечную борьбу между благотворными силами природы и враждебными силами Хаоса.

Руны обширно использовались в культуре викингов с VI по XII в. н.э. Знания о рунах передавались в мифологической форме, возможно мифы являются частью расовой памяти о предыдущей цивилизации и представлены в форме, доступной для потомков.

Оккультист Фридрих Мэрби (1882 - 1966) был убежден в том, что руны являются языком доисторической цивилизации, погибшей в водах Атлантического океана 12000 лет назад. Земля "Туле" (слово означает "дальняя северная земля") в оккультном контексте воспринималась как место происхождения расы сверхлюдей. Остров Туле существовал между Скандинавией, Гренландией и полярным кругом. Полагают, что он был уничтожен в результате природной катастрофы - возможно, таяния приполярных льдов в конце последнего оледенения и последовавшего за этим подъема уровня моря. Название Туле также означает "место возвращения". После археологических исследований на одном из Гебридских островов к северу от Шотландии было выдвинуто предположение, что первые люди, поселившиеся в Британии после ледниковой эпохи, прибыли с севера. Может быть из легендарной земли Туле?

В мифах Старшей и Младшей "Эдды" руны представлена не как человеческое изобретение, а как нечто уже существующее, ожидающее лишь открытия и высвобождения. В поэме "Хавамал" ("Песнь Высокого") из Старшей Эдды повествуется о том, как Один, в попытке совершить нечто ценное для людей, добровольно провисел вниз головой девять суток без еды и питья, пригвожденный к дереву собственным копьем. В результате он потерял глаз, но обрел руны, которые были открыты ему как дар человечеству.

Руны представляли средство получения знаний о тайных силах природы и процессах, лежащих в основе бытия. Они расширяли восприятие за пределы физических чувств, позволяя видеть Дух внутренним зрением и слышать неслышимое. Трансформация личности стала возможной, поскольку руны сами по себе являются преобразующей силой.

"Рунатал" ("Песнь о рунах") - часть "Речей Высокого" (Старшая Эдда), в которой рассказывается о мистическом прозрении Одина и о появлении рун:
138. Ведомо мне, что висел я
На ветреном дереве
Девять целых ночей,
Пронзенный копьем,
Отданный Одину,
Себе самому;
На дереве о котором никто не знает,
Откуда корни его восходят.

139. Они не давали мне ни еды,
Ни рога (питья);
Я вглядывался вниз,
Я ловил руны,
И сколь учил их, столь плакал,
И упал я оттуда вниз.

140. Девять песней силы
Постиг я от знаменитого
Сына Болторна, отца Бестлы;
И смог я сделать глоток
Драгоценного меда,
Взятого из Одрерира.

141. И стал я тогда плодотворен
И мудр;
Я вырос и преуспел;
И слово следовало слову
Со мной;
Дело следовало делу
Со мной.

142. Ты найдешь руны
И буквы, чтобы читать,
Очень сильные знаки,
Очень крепкие знаки,
Которые могучий мудрый добыл,
И высшие силы сотворили,
И Хропт богов вырезал.

Перевод К. Пушкарева.

Почему Один висел на дереве вниз головой? Легенда об Одине, висящем на дереве, имеет сходство с историй распятия в Новом Завете. Христианство было приемлемым для северных народов во многом потому, что крестные муки Иисуса напоминали им страдания Одина, пригвожденного копьем к дереву. Но с тем отличием, что Один висел вниз головой!

Такой выбор может рассматриваться как сознательный акт мученика, готового пожертвовать жизнью ради достижения истины, как готовность отказаться от своего "эго", чтобы обрести мудрость и понимание. Взгляд Одина, висящего на дереве, был обращен к корням. Это можно интерпретировать как провидение глубин подсознательного, где заложен потенциал всех явлений, или как переход от внешней активности физического существования к покою и обновлению, предшествующему возрождению. Самопожертвование Одина, его отказ от своег "я" ради блага Высшего Я, могло послужить толчком к внезапному внутреннему озарению, которое позволило ему постигнуть тайный смысл рун.

Дерево, на котором висел Один, в северной мифологии называется Иггдрасиль и символизирует Древо Жизни, Древо Бытия Духа, вовне и внутри времени.

Готовый пожертвовать своим "эго" ради целей души и конечного блага для человечества, Один взял девять палочек и бросил их на землю, когда висел вниз головой на дереве. Палочки образовали узор из вертикальных и горизонтальных линий, из которого один за другим начали проступать символы общим числом 24. Эти 24 символа позднее стали известны как "традиционные" или "старшие" Футхаркские руны из-за фонетического значения F-U-Th-F-R-K первых шести символов, фигурировавших в самых ранних рукописях, устных рунических поэмах и сказаниях. Это прототип, от которого произошли все остальные рунические системы.

Девять палочек Одина напоминают о Космическом Законе Творения, посредством которого вещество проявляется из невидимой энергии и в конечном итоге возвращается к ней. Из Нуля, из бездны Ничто (Гиннунгагап в северной мифологии) произошло все существующее. Из великой тайны Ничто произошло сингулярное Единство - Единица, содержащая в себе дуализм противоположностей. При слиянии двух возникло третье, что привело в действие структуру бесконечных вероятностей. Девятка - сумма трех троек, обозначающая космическую схему бытия и последовательность процессов, происходящих в природе и во Вселенной. Их сочетание создает целостность. Девять палочек - Весь Космос - совокупность реальности, структурированную в девяти мирах или "планах" бытия.

Мудрецы древних северных народов представляли многомерный Космос в виде Древа. В Скандинавии это Древо носило имя Иггдрасиль, означавшее "скакун Игга" (Игг - другое имя Одина, по утверждениям некоторых исследователей, а "драсил" - скакун в значении переносчика), но, возможно было бы точнее сказать, скакун моего "я" - сила, проводящая изначальный Дух, творческое и созидающее начало, через жизненные странствия и опыт многомерной реальности ради раста и совершенствования. Таким образом, Космическое Древо - это многомерная Вселенная, в которой высшее "Я" отправляется в странствие к совершенству на протяжение многих жизней.

Древо Иггдрасиль иногда изображалось символом снежинки, подразумевающим сходное устройство Космоса: древо с вертикальным стволом, пересеченным двумя энергетическими линиями. Эта структура обозначает динамику жизненной силы, текущей вверх по центральному стволу и распространяющейся вовне от источника. Таки образом, Космос - динамическая, взаимодействующая бесконечность. Центральная точка в символе снежинки, где планы бытия пересекаются посередине, является точкой трансформации и развития. Этот центральный план уподоблялся повседневной земной жизни, так как Земля - это царство активности, которое кажется нашей единственной реальностью. Однако вертикальная ось подразумевает возможность подняться выше, на более тонкие уровни, или спуститься вниз, к состоянию "живой смерти".

Источник: http://akamar.narod.ru/Runes/runes.htm 

Saturday the 8th. Powered by