Таро: история, взаимосвязь с каббалой

Печать
Категория: Таро для новичков
Опубликовано 17.03.2014 Автор: Super User

Я всегда думала о Старших арканах Таро как о подлинном шедевре западной культуры, долгое время пребывавшем в небрежении. Оккультисты считают, что в Старших арканах сокрыты высшие истины, и связывают их с комплексными символическими системами каббалы и герметизма — двумя столпами эзотерической традиции. Однако широкая публика, к которой относится большинство художников и мыслителей, воспринимает эти двадцать две карты всего лишь как часть фантастического инструмента для предсказания будущего.


Каббала уходит корнями в иудейские мистические практики и теории; герметизм — в греческие и египетские. Для обоих характерны глубина интеллектуального постижения и детальное отображение реальности, которое по прошествии веков, кажется, стало еще более комплексным. Мы рассмотрим некоторые их элементы, но необязательно в систематическом порядке. Так, например, каждая карта Старших арканов имеет ряд соответствий. Среди них— буква еврейского алфавита, знак зодиака или планета (скажем, Близнецы для Влюбленных или Марс для Башни) и один из путей каббалистического Древа Жизни. Я предпосылаю их каждой главе, посвященной тому или иному аркану, и могла бы добавить еще немало — ноты, имена богов и демонов, направления так называемого «куба пространства» и так далее. Но я решила придерживаться принципа простоты и не вдаваться в подробные разъяснения этих соответствий, делая на них акцент лишь там, где они особенно важны для понимания карты. Например, в описании карты Дурак мне показалось важным сосредоточиться на его букве, Алеф, и меньше внимания уделить его планете, Урану. С другой стороны, рассматривая Влюбленных, нельзя не обратить внимания на знак Близнецов, который подчеркивает связанную с этой картой тему выбора; в то время как буква Зайин видится мне не столь важной. Желающие ознакомиться с подробными системами соответствий для каждой карты найдут их в многочисленных тематических изданиях. Поэтому я решила сконцентрироваться на цепочке значений, которую называю сюжетом и которая просматривается в картинке карты.


Под сюжетом я подразумеваю не сказку про «жили-были», хотя на самом деле в картинках можно найти элементы и даже самую суть не одной сказки и мифа. Я говорю как раз о базовой идее, скрытой в самом сердце всех этих герметических сложностей. Идея эта заключается в том, что мы не знаем себя настоящих и живем как бы изгнанными из родной страны нашего подлинного духовного бытия. Однако Таро может указать нам путь назад. Используя другую метафору, можно сказать, что все мы спим и видим сны о своих повседневных делах, но всегда можем проснуться. Изучая изображения Старших арканов и пути древней мудрости, которые они нам открывают, мы можем достичь освобождения. В моем Таро Сияющего Племени я изменила название предпоследней карты, «Суд», на «Пробуждение». Следуя от карты к карте, мы действительно постепенно пробуждаемся и вступаем в истинное бытие, достигнув последней карты — Мир.


Значит ли это, что, просто глядя на карты и читая их описания, мы сможем достичь подлинного духовного освобождения? Разумеется, нет. Если бы все было так просто, мы уже все перешли бы в разряд великих духовных учителей. Но я совершенно уверена, что карты могут показать нам проблеск истины, которую мы, возможно, иначе никогда не узнали бы. А кроме того, они намечают нам маршрут, по которому мы можем последовать и обрести в итоге свое настоящее место в мироздании.


Для опыта, описываемого рядом Старших арканов Таро, есть специальное название — анамнезия, уничтожение забвения. Представьте: просыпаетесь вы в один прекрасный день и не помните, кто вы такой и где ваш дом, а верите вместо этого, что вы — кто-то совсем другой. И вот вы живете в таком состоянии годами, и осо-знание того факта, что вы не знаете, кто вы такой, становится первым шагом к выздоровлению. А теперь представьте, будто вы нашли тайную карту или план, объясняющий, как так получилось, что вы все забыли, и — еще важнее — как вернуть себе все утраченное и возвратиться домой. Эта карта, этот план, и есть Таро.


Можем ли мы быть уверены, что этот сюжет, как я его называю, или, если уж на то пошло, доктрины каббалы и (или) герметизма в целом — и есть то, что изначально предназначено для отражения Старших арканов? Конечно нет. Историки, занимающиеся игральными картами, доказали, что образность Таро уходит корнями в стандартные аллегорические изображения, соответствующие времени его возникновения, как мы уже говорили во введении. Но все эти аллегории, разумеется, что-то означали, и это «что-то» имело преимущественно религиозный характер. Поэтому определенное духовное содержание у карт конечно же было, хотя и крайне ма-ловероятно, чтобы они раскрывали высокоспециализированное и точное учение каббалы.


Эзотерическое понимание Таро начинается как раз с сюжета, с истории о том, как Антуан Кур де Жеблен в 1781 году открыл древнее учение египетского бога Тота (именуемого также Гермесом Трисмегистом), зашифрованное в профанной карточной игре под названием les Tarots. И такова была мощь этой истории, что еще четверть века назад люди свято верили, что Таро содержит тайную доктрину величайшего могущества, и спорили лишь о деталях — например, о том, что же именно следует считать «настоящим» Таро с единственно верным набором соответствий.


Герметический орден Золотой Зари возник в последние годы XIX века, но и в наши дни многие считают, что его подробно проработанные системы соответствий не только отражают подлинную мудрость Таро, но и представляют собой настоящую картину вселенной. Другие поддерживают более поздние версии, чаще всего — Таро Тота Алистера Кроули и Фриды Харрис. Многие ев-ропейские оккультисты, особенно французы, предпочитают клас-сическое Марсельское Таро, а также соответствия и порядок карт, предложенные Элифасом Леви. И каждый из этих спорщиков уверен, что, во-первых, Таро и вправду содержит некое тайное учение, и. во-вторых, что лишь одна его версия истинна.


Если бы Таро основывалось на герметической доктрине, а та, в свою очередь, представляла научный взгляд на вещи, тогда действительно можно было бы говорить о «правильном» порядке карт и системе соответствий. В конце концов, периодическая таблица элементов у нас всего одна, начинающаяся с водорода и заканчивающаяся ураном (по крайней мере, для веществ, встречающихся в природе), а порядок их определяется количеством протонов и электронов в молекулах. В этом смысле я не считаю Таро научной системой. Напротив, я считаю его историей или мифом.


Тем не менее всякий раз, когда мне оказываются нужны конкретные соответствия, я нахожу их в таблицах Золотой Зари. Также я использую предложенный этим орденом порядок карт и делаю это не потому, что верю, будто такова абсолютная истина или правильный астрологический порядок, а потому, что вижу в них правильный смысл.


Как я уже говорила, основу этой книги составили серии курсов, названных мною Таро-интенсивами, во время которых мы проходили всю последовательность Старших и Младших арканов от карты к карте, стараясь как можно лучше понять их символизм и смысл — или, скорее, возможные смыслы, так как мы решили не ограничивать себя некой одной концепцией, но искали в каждой карте множественные уровни понимания. В рамках этой работы мы тщательно изучали все, что писали о Таро наши предшественники. Неоценимую помощь нам оказали списки источников, приведенные Полом Хьюсоном в его вышедшей в 2004 году книге «Мистические корни Таро».


Самое интересное в этих ранних интерпретациях состоит в том, что изменились не только порядок следования Старших арканов и детали изображений, но даже и значения карт, причем настолько сильно, что подчас первоначальные их толкования оказывались едва ли не перевернутыми с ног на голову. Многих интерпретаций, принимаемых нами сейчас как должное, до наступления нынешней эпохи и вовсе не существовало.


Это открытие лишь укрепило меня во мнении, что наилучший способ понять Таро — это изучить все его возможные значения. Для меня особое место среди них занимают ассоциации с определенными мифологическими сюжетами, которых там вообще-то не подразумевалось. На этих страницах вы не раз обнаружите исто-рии, переходящие, как мне кажется, из карты в карту. Среди них — каббалистический миф о Шехине, женском проявлении Бога, отделившемся от Царя, мужского его аспекта; легенда о египетской богине Исиде и ее борьбе за воскрешение убитого мужа, Осириса; сказания о некоторых греческих богах, в особенности об Афродите, Аполлоне и Гермесе, правящих всем рядом Старших арканов; сказка о Рапунцель; докаббалистический еврейский миф о двух падших ангелах по имени Шемхазаи и Азазель; а также мистерии греческой богини Персефоны, похищенной богом смерти, дабы она стала его женой в подземном царстве, и возвращающейся на землю каждый год.


Я вовсе не утверждаю, что самые первые дизайнеры карт Таро, кем бы они ни были, создавали колоду, держа в голове все эти истории. Я вообще не уверена, что художники рисовали эти карты, придерживаясь какой бы то ни было определенной традиции. Напротив, я думаю, они просто разметили структуру и взяли образы, соответствующие базовой модели нашего бытия, так что в итоге практически любая значимая духовная традиция находит почти идеальное отражение в Таро.


Связи Таро с каббалой не имеют никакого отношения к истории, а носят структурный характер: двадцать две буквы еврейского алфавита, двадцать два пути Древа Жизни, двадцать два Старших аркана; четыре каббалистических мира, четыре масти Таро — в каждом мире по десять сефирот, в каждой масти по десять числовых карт; четыре буквы в священнейшем имени Бога — четыре придворные карты. Прибавьте сюда двенадцать знаков зодиака и десять планет и скажите мне после этого, что Таро не имеет отношения к каббале. А ведь можно взять еще больше традиций и построить не менее убедительные аргументы. Таро — это карта путей человеческой души.


Одно мы с полным правом можем сказать относительно истории Таро: его породила христианская по преимуществу культура. В эпоху раннего Возрождения снова возник интерес к греческой философии и мифологии, а также к греко-египетским мистериальным школам Александрии полуторатысячелетней давности. Но, несмотря на это, человеческим воображением правили христианский строй мысли и соответствовавшая ему образность, а потому на картах мы видим ангелов, папу римского, дьявола и воскресение мертвых.

Каббала с ее еврейскими мифологемами и терминологией стала оказывать заметное влияние на рассматриваемую нами область с 1781 года. В итоге на этих страницах вы найдете множество упоминаний Бога, архангела Михаила, ввергшего Сатану в ад, Адама и Евы, а также просто еврейских слов. Ничто из упомянутого мною, ни один образ и ни одна идея не требуют от вас принадлежности к той или иной религии. Максимум, вам придется пересмотреть кое-какие элементы вашего религиозного образования, чтобы получить возможность услышать то, что в действительности говорят картинки карт — ибо они, как Повешенный, нередко переворачивают устойчивые представления с ног на голову (или обратно). Помимо христианской и еврейской терминологии, вы найдете здесь греческих, египетских и даже индуистских богов и богинь, а также идеи и практики современной викки и неоязычества; найдете и несколько реверансов в сторону геометрии и прочих наук. Если Старшие арканы показывают нам реальность, то, как и положено настоящей реальности, она не обязана соответствовать никакой человеческой культуре или системе представлений.


Я придерживаюсь структурного подхода к Старшим арканам. Поскольку Дурак — это ноль, то он стоит особняком на фоне остальных карт, и его легко представить в роли «героя» Таро, путешествующего через все многообразие опыта, иллюстрируемого остальными картами колоды. А они, как известно, составляют особое число: двадцать один, или трижды по семь. И здесь нелишним будет отдать должное мудрости древних, если мы хотим понять, что же именно делает эти числа такими особенными. Более подробно я расскажу об этом, когда дойдем до конкретных карт, а здесь постараюсь изложить все в более простой форме.


Священные тройки встречаются в мифологических системах и религиозных учениях мира повсеместно. Есть христианская Троица Отца, Сына и Святого Духа; индуистская Тримурти, состоящая из Творца, Хранителя и Разрушителя; европейская Тройная Богиня (Дева, Мать и Старуха), связанная не только с тремя фазами Луны, но и тремя богинями судьбы, определяющими наши жизни. Даже представители современной философии — Гегель, а за ним и Маркс — полагали, что все идеи и история в целом проходят в своем развитии цикл тезы, антитезы и синтеза. Я бы добавила к этому, что все это коренится в более основополагающих факторах нашего бытия: каждый из нас — ребенок, рожденный от отца и матери. Отец, Мать и Дитя — вот главная троица нашего мира.


Это позволяет нам распределить Старшие арканы по трем уровням. Лично я вижу их как сознательное, бессознательное и сверх-сознательное. На каждом из этих уровней Дураку суждено пройти семь уроков и решить семь задач.


К первому уровню (от первого до седьмого аркана) относятся внешние проблемы и заботы нашей жизни — взросление, коммуникация с родителями и обществом, любовь и поиск своего пути в мире.


Второй уровень связан с самопознанием и трансформацией. У трансформации этой есть две модели — современная и древняя. Современная — это психотерапия, в процессе которой мы осознаем, что тщательно выстроенное «я» больше не работает и не отражает нашей истинной сути, поэтому перед нами встает задача поиска своей сокровенной природы. Древняя же — это посвящение, помогающее человеку пройти через духовную смерть и возрождение. На втором уровне находятся арканы с восьмого по четырнадцатый, и, посмотрев на карты Правосудие, Повешенный, Смерть и Умеренность, вы увидите стадии того самого процесса инициации.


А что же сверхсознательное? Сам термин звучит довольно странно. Сознательное и бессознательное нам хорошо знакомы (по крайней мере, мы так думаем), но сверхсознательное... Мне кажется, что адекватной модели для его описания у нас нет, так как оно — не про нас. Оно не про «я», но про «ты». Третий уровень Старших арканов (карты — от пятнадцатой до двадцать первой) — это космос, которому нет дела до наших мелких целей, до нашего самосовершенствования. Именно поэтому последняя карта называется Мир.


Итак, трижды по семь. Семь — примечательное число, так как оно в буквальном смысле связывает нас с миром. Космология древних строилась на той предпосылке, что существует семь видимых планет, под которыми подразумевались небесные тела, перемещающиеся по небу гораздо быстрее, нежели звезды, служащие им фоном. Это Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн. Поскольку Земля обладает сферической формой (то, что люди будто бы всегда считали землю плоской, — всего лишь современный миф) и планеты можно легко видеть с любой точки ее поверхности, привело наблюдателей к заключению, что каждая из них «обитает» в концентрической сфере, окружающей Землю и удаленной от нее на то или иное расстояние. Когда на Земле рождался человек, его душа по пути к новому телу покидала Эмпирей — обиталище Бога, лежащее за пределами физического мира, и проходила все семь планетарных сфер. Конфигурация каждой сферы относительно созвездий — то есть знак зодиака, в котором пребывала планета на момент рождения ребенка, — и определяла индивидуальные свойства его личности.


Такие представления давно перестали быть частью нашего понимания о месте Земли в универсуме, но семь движущихся тел никуда не делись с небосклона, и это по-прежнему сообщает некий смысл старой модели. Вспомним также семь цветов радуги, семь тонов диатонической музыкальной гаммы, семь чакр — энергетических центров человеческого организма, ассоциирующихся с семью цветами, но в обратном, перевернутом порядке (см. главу «Повешенный»). Встретив в литературе такие образы, как «семь столпов мудрости» или «семь небесных чертогов» (каббалистическая концепция, см. главу «Колесница»), мы видим в них отражение все той же священной семерки. В Америке люди считаются полностью взрослыми с двадцати одного года — число карт Старших арканов.


Три ряда по семь. Это открывает перед нами весьма любопытные перспективы сопоставления карт.

1    2   3   4   5   6   7

8   9   10  11 12 13 14

15 16  17 18  19 20 21


Каждую вертикальную колонку можно назвать триадой (термин я позаимствовала у художника Таро и писательницы Кейтлин Мэтьюз). Таким образом, получается, что первый, восьмой и пятнадцатый арканы связаны между собой так же, как второй, девятый и шестнадцатый и так далее. Каждую триаду мы рассмотрим, когда дойдем до конкретных карт.


Внутренняя динамика развития в каждом ряду остается неизменной, Первые две карты задают главную тему. Так, например, в первом ряду первый и второй арканы, Маг и Верховная Жрица, символизируют базовую дуальность жизни — мужское и женское, земное и светлое, действие и бездействие, сознательное и бессознательное. Три средние карты показывают проблемы, с которыми мы сталкиваемся на этом уровне, и уроки, которые нам надлежит извлечь. Шестая карта изображает сильный опыт, который мы можем получить, а седьмая — то, кем мы можем стать. Все это станет понятнее, когда мы начнем изучать сами карты.


Но какое, в конце концов, это имеет отношение к гаданиям? Ведь не за этим люди обращаются к картам, не это вызывает у них интерес. Болтовня о Высшем «Я» и истинной природе — это, конечно, очень интересно, но поможет ли карта подсказать, как мне найти для себя стоящего парня, вот в чем вопрос. Между прочим, да. Она, по крайней мере, поможет понять, что же такое «стоящий парень» (или «вторая половинка души») и как самый популярный миф современных ток-шоу восходит к самому Платону. В общем смысле можно сказать так: самые лучшие и полные толкования карт связаны со скрытыми в них истинами, представленными в символической форме. В прошлом те, кто глубоко и вдумчиво занимался Таро, очень часто считали мантическую практику недопустимой и даже оскорбительной для эгрегора. Поэтому, когда они перечисляют «га-дательные значения», это следует рассматривать как простое воспроизведение старых предсказательных формул, зачастую прямо противоречащих тем истинам, которые сам автор зашифровал в картинках. Вследствие этого значения карт оказываются, с одной стороны, тривиальными, а с другой, — крайне неудобными для ис-пользования в актуальных гаданиях. Если говорить о предлагаемых мной толкованиях, то я старалась, чтобы они естественным образом вырастали из картинок и сюжетов карт.

 

Рэйчел Поллак - Мудрость Таро

Thursday the 7th. Powered by